СОФИЯ РОТАРУ: от хуторянки до суперзвезды. 60-е
Время всегда куда-то спешит. И вместе с ним всё в нашей жизни, незаметно для нас самих, меняется: люди, ценности, гаджеты… Разглядывая альбом со старыми чёрно-белыми фотографиями, мы ощущаем совсем другую эпоху — эпоху других людей, другого смысла жизни. Казалось бы, мы так далеки от наших бабушек и дедушек! Но есть уникальные личности, которые связывают разные поколения воедино — творческие люди.
После бурной перестройки, затеянной Михаилом Сергеевичем, когда на отечественный эстрадный олимп взошли кумиры нового формата — не познавшие прелестей худсоветов, но сверкающие прелестями юных полуобнажённых тел, а вовсе не вокальными талантами, много прекрасных, даровитых артистов с советской закалкой было списано в утиль. Кто-то из старой плеяды артистов позже сумел вернуться на сцену, но только в качестве ретро-исполнителя, и лишь единицы не сдулись — смогли подстроиться под законы новоявленного шоу-бизнеса и, несмотря ни на что, творить. В этой статье речь пойдёт об артистке, чьё имя уже давно не нуждается в представлении - Софии Ротару.
Что сегодня люди могут сказать о Софии Ротару?
«Ест молодильные яблоки«, «Очень красивая«, «Люблю её песни» или «Примадонна круче!» — вполне обыденные и скромные фразы о личности масштаба Народной артистки СССР. А, между тем, своё творчество София Михайловна несёт людям вот уже более 50-ти лет, со школьной скамьи. Творчество разнообразное, глубокое, новаторское и вдохновенное. Творчество, не терпящее поверхностного ознакомления. Её музыка — не для ног. И даже не для головы. Её музыку может услышать только сердце. Даже в современные песни, зачастую лишённые всякого смысла, Ротару привносит какую-то, свойственную только ей, глубину и эстетику, из-за чего ряды её поклонников с каждым годом не редеют, а охапки цветов, заготовленных зрителями, нередко остаются в зрительном зале — попросту не вмещаются в руки певицы и штатных артистов её творческой команды.
В чём же заключается феномен неизменной популярности Софии Ротару?
Конечно, в её таланте формировать музыкальное русло эстрады и невероятной энергетике, которой мало кто может похвастаться. Впрочем, в любом деле талант — лишь пятьдесят процентов успеха. Не менее важны трудолюбие и выносливость, заложенные в раннем детстве: родилась будущая звезда эстрады в тяжёлые послевоенные годы в бедной многодетной семье. Распорядок дня был неизменен годами: проснувшись в 5 утра, София садилась в телегу и ехала на рынок помогать маме продавать свежую зелень. Затем бежала в школу, вечером хлопотала в огороде и доила корову, а после — при свете свечи — учила уроки с младшими сёстрами и братьями. Помимо того, училась в музыкальной школе — играла на домре и баяне, подавала большие надежды в лёгкой атлетике, но прозорливый отец твердил своё: «Соня будет артисткой«. И оказался прав. Если вспомнить весь её более чем 50-летний творческий путь, можно условно разделить его на несколько этапов, каждым из которых она доказывала, что живёт, мыслит, чувствует и создаёт этот мир только музыкой.
Первые успехи
В 50-е годы юная Соня пела в церковном хоре, за что чуть не была исключена из пионеров. В начале 60-х стала солисткой сельского самодеятельного ансамбля, репертуар которого в основном составляли аутентичные песни региона, и уже будучи десятиклассницей стала лучшей самодеятельной певицей Украины: девочка-самородок из молдавского села Маршинцы победила на Республиканском конкурсе самодеятельных талантов, прошедшем в 1964 году в Киеве.
После уверенной победы на республиканском конкурсе Ротару незамедлительно зачислили в Черновицкое музыкальное училище, где она запела не только песни советских композиторов, но и (сложно себе представить!) арии и романсы, написанные для классического сопрано. На втором курсе обучения девушка становится солисткой Эстрадно-молодёжного оркестра (ЭМО) при Черновицком университете, где исполняет каверы зарубежных популярных песен на русском, молдавском и украинском языках, с каждым годом всё заметнее уходя от данного природой народного вокала к джазовому.
В 1968-м году София Ротару представила СССР на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Болгарии и получила золотую медаль за лучшее исполнение народной песни.
В 1971-м году, на волне актуализации темы поисков талантов из Союзных республик, карьера Ротару резко пошла в гору: ей предложили главную роль в первом украинском музыкальном фильме «Червона рута«, после премьеры которого певица проснулась по-настоящему знаменитой: её, студентку уже Кишинёвского института искусств, приглашают на должность солистки в Черновицкую филармонию и создают аккомпанирующий ансамбль «Червона рута», долгие годы сопровождающий артистку практически во всех гастролях, а сотрудничество Ротару и композитора Владимира Ивасюка (автора «Червоной руты») становится своего рода фундаментом современной украинской эстрады, именно о тех песнях артистка до сих пор вспоминает с особой теплотой. С создания ВИА «Червона рута» София Ротару ведёт отсчёт своей профессиональной творческой деятельности.
…продолжение следует…
источник — r_news
Tweet 0