«Уходили мальчишки в тайгу» (1967)
Музыка: Владимир Львовский
Стихи: Евгений Маркин
В середине 50-х прошлого века было принято решение о строительстве Братской ГЭС. Одновременно началось строительство крупного сибирского города. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Братск получил статус города областного подчинения. Строительство ГЭС было объявлено ударной комсомольской стройкой и находилось в центре общественного внимания. Все средства массовой информации на протяжении 15-ти следующих лет (до начала 70-х) трубили о достижениях, многие из строителей были награждены государственными наградами. Братская Гидроэлектростанция стала символом промышленного развития Сибири, ей было присвоено имя 50-летия Великого Октября и до 1971 года она оставалась самой крупной в мире.
Не удивительно, что столь грандиозное явление нашло свое отражение в разных сферах культуры и искусства. О Братской ГЭС слагали песни, писали стихи и романы, снимали кино и телефильмы, появлялись театральные спектакли и балеты. Естественно, что юная студентка Черновицкого училища искусств начинающая певица София Ротару тоже не обошла вниманием данную тему в своём творчестве. Музыка к песне была написана сокурсником и земляком Софии Михайловны Владимиром Львовским, который учился на теоретическом отделении того же учебного заведения и тоже делал свои первые шаги на музыкальном поприще. Кстати, сочинил он песню об ангарских строителях в 1966-м году, когда была достроена последняя очередь гидроэлектростанции. Стихи написал рязанский поэт (вот уж где: «Мой адрес — Советский Союз!») Евгений Маркин, тоже начинающий и тоже молодой.
И это не единственное перекрещивание значительных событий в судьбах авторов и исполнителей. В 1966-м София Ротару, по приглашению своего будущего мужа Анатолия Евдокименко, начала работать в ЭМО (Эстрадном молодёжном оркестре Черновицкого университета) в качестве солистки. В 1968-м году она завоевала 1-е место на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Болгарии и вышла замуж за Анатолия. В том же году Владимир Львовский закончил училище и поступил в университет, переехав в Казахстан, его песни, а также классические произведения транслируются по местному и Центральному телевидению. В 1968-м году Евгения Маркина приняли в Союз писателей СССР. Казалось бы, жить да радоваться…
Но…
В 1969 году Солженицына исключили из Союза писателей, а сначала — из рязанской писательской организации — и Маркин за это тоже проголосовал. Два года спустя Маркин — в сущности, уже признанный, первостатейный советский поэт (выступал в Политехническом музее, где проводили встречи Евтушенко и Окуджава; публиковался в «Комсомольской правде» с её миллионными тиражами, на Всесоюзной радиостанции «Юность» Маркину посвятили целых десять программ; «второй Есенин!» — уверенно аттестовали его), умудрился опубликовать в «Новом мире» стихотворение «Белый бакен»:
…Каково по зыбким водам
у признанья не в чести
ставить вешки пароходам
об опасностях в пути!
Ведь не зря ему, свисая
с проходящего борта,
машет вслед: — Салют, Исаич! -
незнакомая братва.
На самом деле, стихотворение про бакенщика, с остроумным финалом «Не ходите, девки, замуж / на чужую сторону». Но все всё поняли. Стихотворение пошло по рукам не хуже лермонтовского на смерть поэта. Совесть, видимо, замучила поэта, вот он исхитрился и передал Исаичу привет на всю страну. Когда стихи дошли ровно до ЦК, пошла обратная волна. Его исключили из Союза писателей, отправили на лечение под «благовидным» предлогом – «за пьянку». Перестали печатать в центральных изданиях. В 1979-м году он умер. Итог таков.
Евгений Маркин — автор нескольких классических стихотворений. Он занимал позицию срединную между «стадионной поэзией» (Евтушенко, Рождественский) и «тихой лирикой» (Рубцов, Куняев). По масштабу дарования Евгений Маркин не уступает никому из вышеперечисленных. На Рязанщине ежегодно проходит чтения памяти этого поэта. Но в целом, для страны, никакого Евгения Маркина нет. И это грустно…
Стихи к песне «Уходили мальчишки в тайгу» тоже из серии «стадионной поэзии». Но обратите внимание, исполненные Софией Ротару (не без влияния Анатолия Евдокименко, разумеется), они меньше всего напоминают агитку. В ее исполнении – это, скорей всего, песня о любви.
Поэтому светлой памяти Анатолия Кирилловича посвящается…
Фан-клуб «ФоРтУнА» выражает огромную благодарность за эту уникальную находку Инне Кара из Кишинёва, за оригинальное видеооформление — Юлиане Снатович, а также всем ротаровцам, внесшим свой вклад в приобретение архивных материалов!Tweet 0